Особенности обращения со вскрышными породами на месторождении полезных ископаемых
Вскрышные породы образуются в ходе разработки открытым и закрытым способом месторождений полезных ископаемых.
В Российской Федерации есть сложности в обращении со вскрышными породами. Большая часть вскрышных пород используется для заполнения выработанного пространства. Остальная часть отходов продолжает накапливаться, причиняя вред окружающей среде от перекрытия почвы отвалами вскрышных пород, происходит пыление, вызванное появлением техногенного массива и угнетение растительности. Для увеличения доли вторичного использования этой группы отходов необходимо стимулировать их вовлечение в повторных оборот.
Согласно 1 статье №89-ФЗ, отвал горных пород является объектом размещения отходов. Кроме того, вскрышные породы являются отходами в соответствии с федеральным классификационным каталогом. В ФККО существует несколько типов отходов в блоке 20000000000 включающего на сегодняшний день более 20 видов отходов вскрыши, в основном представленные не опасными отходами V класса, которые относятся к отходам добычи полезных ископаемых.
Но в тоже время горные массы не являются отходами согласно техническому проекту на разработку месторождений с связи с тем, что они могут быть использованы для ликвидации горных выработок и рекультивации земельных участков, не используемых, но нарушенных в процессе отработки месторождения. Таким образом, ч.11 статьи 12 Закона №89-ФЗ предусматривает возможность размещения вскрышных и вмещающих горных пород в горных выработках.
Судебная практика показывает, что вскрышные породы относят к отходам производства (Постановление АС УО от 16.02.2016 по делу № А47-360/2015г.), а размещение этих отходов на горных отвалах – один из видов негативного воздействия, за которое начисляется плата в соответствии с ст.16 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.
Проблема современного законодательства заключается в том, что до принятия № 343-ФЗ не существовало единой установленной нормы обращения со вскрышными породами, которая могла быть устранить данные противоречия. Большой сложностью в части природопользовальского законодательства является отсутствие учета реальных данных по месторождения для обращения с данным видом отхода.
При формировании проекта на отработку месторождений полезных ископаемых вскрышные породы относят к 5 классу опасности, на который не требуется паспорт отхода. При этом не рассматривается химический состав и не проводится расчет класса опасности отхода с подтверждением биотестированием в аккредитованной лаборатории. Соответствие отходов классификатору по наименованию еще не означает их фактическую принадлежность к указанному классу. Включение в классификатор отходов вскрыши не препятствует проверке химического и компонентного состава отхода.
Во время проведения плановых и внеплановых проверок сотрудниками Росприроднадзора и Природоохранной Прокуратуры при отборе проб вскрышные породы очень часто относят к более высоким классам отходов. Недропользователям это грозит значительным увеличением расходов по экологическим платежам, проектированию и согласованию собственных отвалов, как объектов размещения отходов. Кроме того, согласно Приказу Минприроды России от 08.12.2020 №1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду" недропользователи обязаны разработать программу мониторинга за объектом размещения отходов, а также проводить регулярные наблюдения в соответствии с этой программой.
После введения Приказа Минприроды России от 25.06.2010 №218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья» все эти противоречия в законодательстве предоставилось возможность избежать. В связи с тем, что в составе существуют требования по разработке следующих глав: для проекта на разработку месторождений твердых полезных ископаемых 2.8 «Отходы производства», 3.6 «Общая схема работ и календарный план разработки карьера», 11.1.4 «Использование вскрышных и вмещающих пород, отходов горного производства» и для технического проекта на ликвидацию и консервацию горных выработок проекта глава 5 «Технические решения по ликвидации (консервации) подземных горных выработок шахты, демонтажу подземного оборудования».
При правильном обращении с горной массой и её образованием, контроля движения, сохранением в буртах и на специальных грунтовых складах, в дальнейшем имеется возможность не вовлекать вскрышу в обращение с отходами.
6 июля 2022 года Государственной Думой был принят №343-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступит в силу с 1.09.2023 г. и будет регламентировать всё движение горной вскрышной породы – горной массы внутри предприятия, а также при передаче новым собственникам. Его введение не противоречит возможности обращения со вскрышей как с отходам, но только собственник, недропользователь, природопользователь будет решать, как это делать, но для этого необходимо обоснованно составить проект отработки месторождения твердых полезных ископаемых, и разрабатывать все разрешительные документы на основе технических данных из него.
В соответствии с №343-ФЗ вскрышные горные породы могут быть использованы для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов, для собственных производственных и технологических нужд, для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, для рекультивации земель и для ведения горных работ, а также для передачи другому лицу. Вскрышные породы, используемые для данных целей, не будут являться отходами производства и потребления, независимо от факта их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
В том случае, если вскрышные породы не будут использоваться для нужд, предусмотренных ст. 1 №343-ФЗ, то они признаются отходами производства и потребления и будут размещаться на объекте размещения отходов во всеми вытекающими последствиями.
Таким образом, для исключения дополнительных затрат недропользователям (природопользователям) необходимо рассматривать химический состав и проводить расчет класса опасности отхода с подтверждением биотестированием. После вступления в силу №343-ФЗ у недропользователей появится возможность исключить вскрышные породы из отходов и использовать для рекультивации земель, для собственных производственных и технических нужд, для добычи полезных компонентов, для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, для ведения горных работ и с целью передачи иному лицу.
Автор статьи: Инженер - эколог Кустикова Елизавета